Изменения в Федеральный закон №170 о техосмотре были внесены в июле 2019 года, со вступлением их в силу в июне 2020-го. Они призваны прекратить распространённую повсеместно практику покупки автовладельцами фиктивных диагностических карт, без посещения станции ТО и без настоящего прохождения техосмотра.

Теперь прохождение техосмотра будет сопровождаться фотофиксацией с геопривязкой съёмки к определённым месту, дате и времени. Фото-файлом, на котором зафиксирован конкретный автомобиль на конкретном пункте ТО, будет дополняться обычная диагностическая карта, и только с ним она будет принята системой ЕАИСТО.

Таким образом, автомобиль хотя бы формально обязательно должен будет посетить бокс уполномоченной станции ТО. В первом варианте законопроекта даже предусматривали видеофиксацию всей процедуры прохождения техосмотра. Но позже сочли такое нововведение излишним.

ЕАИСТО. Источник – https://eaisto.pro

Что такое диагностическая карта автомобиля? Для чего она нужна?

Данный документ представляет собой свидетельство о прохождении автомобилем планового техосмотра. В бумажном варианте это лист обычного формата А4, на который нанесена таблица из 65-ти пунктов. В ней содержатся сведения об исправности всех важных систем и агрегатов автомашины.

Поскольку основным форматом диагностической карты изначально является не бумажный, а электронный (она внесена в общую базу данных), хранить и возить с собой в автомобиле диагностическую карту не нужно. Её наличие / отсутствие сотрудники ДПС не проверяют.

Этим занимаются страховщики: без диагностической карты они не смогут выписать полис ОСАГО. А без этого документа ни один автомобиль в России использоваться не может. Новые машины (возрастом до 3-х лет) могут получать полис ОСАГО без диагностической карты. Старше этого возраста – сначала не техосмотр, потом за полисом.

Образец диагностической карты. Нажмите на изображение, чтобы открыть в новом окне в полном размере:

[su_note]Таким образом, диагностическая карта является документом, подтверждающим прохождение машиной очередного техосмотра. В 2020 году от бумажного варианта планируют вовсе отказаться: его будут выдавать только по специальному запросу владельца – тем, кто, например, едет на машине за рубеж. А во всех остальных случаях будет довольно и электронного формата.[/su_note]

Чем диагностическая карта отличается от тех.талона?

До 2012 года документом, подтверждающим проверку исправности автомобиля, был талон техосмотра, а не диагностическая карта.

Тех.талон – это тот самый цветной бумажный прямоугольничек с крупными цифрами года, который все автовладельцы раньше приклеивали к лобовому стеклу. Его обязательно нужно было иметь с собой в машине. Наличие этого документа проверялось сотрудниками ДПС, а за его отсутствие грозил штраф.

В отличие от тех.талона, который оформлялся в ГИБДД и защищался голографической наклейкой, диагностическая карта заполняется сотрудником станции ТО, уполномоченной проводить техосмотры. Её защитой от подделки является факт присутствия карты в ЕАИСТО – специальном Едином реестре ГИБДД. Все данные о легально выданных диагностических картах хранятся в этой автоматизированной системе, всегда доступные для онлайн-проверки.

Наклейки ОСАГО на стекло прошлых лет. Источник – Яндекс.Дзен

Что содержит в себе диагностическая карта? Каков срок её действия?

Бумажный вариант диагностической карты уже с июня 2020 года уходит в прошлое (но ранее выданные такие документы действуют до окончания их срока). Теперь карта станет виртуальной, подписанной электронной подписью технического эксперта, который проводил очередную процедуру плановой диагностики транспортного средства. На руки автовладелец ничего получать не будет. Бумажный вариант он может получить по запросу (в первый раз бесплатно, если повторно – то за деньги).

Содержать новая диагностическая карта будет те же самые сведения, что и документ предыдущего поколения: данные о техническом состоянии основных систем автомобиля. Если техосмотр не был пройден с первого раза, то в этой таблице будет отображено, какие недостатки эксперт указал устранить, и сам факт их устранения.

Что такое ЕАИСТО и какое она имеет отношение к диагностической карте?

Сама процедура техосмотра с 2012 года переведена из ведения ГИБДД к частным операторам – станциям техобслуживания, которые получили право проводить техосмотры. Однако всем объёмом данных, полученных в ходе всех техосмотров в нашей стране, по-прежнему распоряжается ГИБДД. Все эти сведения заносятся в её Единую Автоматизированную Информационную Систему Технического Осмотра – ЕАИСТО. Это унифицированный банк данных по всем техосмотрам, проводящимся на территории Российской Федерации. А единственный документ каждого техосмотра – это диагностическая карта.

Сколько стоит диагностическая карта для ОСАГО? Как её получить?

[su_note]Стоимость диагностической карты равняется стоимости самого технического осмотра. В различных регионах РФ она разная; среднее значение – 500 рублей.[/su_note]

Виртуальный вариант диагностической карты эксперт заполняет во время техосмотра, подкрепляет его своей электронной подписью и загружает в реестр ЕАИСТО. По запросу автовладельца он может получить диагностическую карту и в бумажном формате, в виде копии.

Новые правила проведения техосмотров обязательны для исполнения не только автовладельцами, но и уполномоченными станциями ТО: с июня 2020 года ужесточены штрафы за их нарушения.

За пользование автомобилем без диагностической карты в ЕАИСТО установлен штраф в 2 тыс. рублей. Причём выписывать его можно хоть каждый день, пока автовладелец не пройдёт техосмотр.

За заполнение фиктивных диагностических карт, с внесением в ЕАИСТО «липового» техосмотра  – штраф от 100 тыс. до 300 тыс. (за повторное нарушение) рублей.

Новым автомобилям, возрастом до 3-х лет, диагностическая карта не нужна. Для машин возрастом от 3 до 7 лет она выдаётся сроком на два года – затем нужно вновь проходить техосмотр и получать новую. На автомобиль возрастом от семи лет и выше нужно обновлять диагностическую карту каждый год.

Авторы данных изменений рассчитывают, что теперь невозможно будет оформить диагностическую карту без личного посещения на автомобиле пункта технического осмотра. А значит, и получить полис ОСАГО без подлинного, а не «липового» техосмотра станет невозможно.


Автор – Сергей Ж., автовладелец, многодетный отец.